Ребёнок идёт в сад. Советы родителям

Вопросы адаптации

04.09.2023
Рекомендации для родителей в период адаптации ребенка в детском саду
развернуть

Адаптационный период - серьезное испытание для малышей 2-3-его года жизни.

Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние малыша.

Поэтому мы рекомендуем:

1. Привести домашний режим в соответствии с режимом группы детского сада, в которую будет ходить ребенок.

2. Познакомиться с меню детского сада и ввести в рацион питания малыша новые для него блюда.

3. Обучайте ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания: умываться; вытирать руки; одеваться и раздеваться; самостоятельно кушать, пользуясь во время еды ложкой; проситься на горшок. Одежда обязательно должна быть удобна для ребенка данного возраста.

4. Расширяйте "социальный горизонт" ребенка, пусть он привыкает общаться со сверстниками на детских игровых площадках, ходить в гости к товарищам, оставаться ночевать у бабушки, гулять по городу с родителями и т.п. Имея такой опыт, ребенок не будет бояться общаться со сверстниками и взрослыми.

 

свернуть

Советы родителям

1. В первую очередь родители должны познакомиться с воспитателями.

2. Приблизительно за месяц можно начинать подготавливать ребенка психологически - рассказать про то, что такое детский сад, кто туда ходит, что там происходит, желательно, как можно чаще гулять около него, чтобы малыш привыкал к территории. Однако одновременно с этим нужно не перестараться - не стоит слишком часто акцентировать внимание на предстоящем событии, что может вызвать у ребенка страх и неуверенность в собственных силах.

3. К режиму детского сада необходимо подготовиться также заблаговременно - обычно детей приводят к 8-9 утра, а забирают в 6 вечера, тихий час - с 13 до 15. Далеко не все дети привыкли вставать в 7 утра, поэтому перестраиваться под новый лад нужно начинать как минимум за 2-3 месяца. Отправляться ко сну лучше в 21.00.

4. В первые несколько дней ни в коем случае не следует оставлять ребенка более чем на 2-3 часа. Наблюдая за его реакцией, можно постепенно увеличивать время пребывания в детском саду.

5. Еда в детском саду отличается от домашней, поэтому родителям стоит заблаговременно подготовить ребёнка, приучая его к обычной и здоровой пище - супам, кашам, салатам и т.д.

6. Стоит заранее приучать ребёнка к самостоятельности и навыкам самообслуживания.

7. Собираясь в детский сад, можно и даже нужно разрешать ребенку брать с собой какие-либо игрушки, чтобы он привнёс туда «частичку» родного дома.

8. Во время прощания с мамой часто ребенок начинает капризничать - держится всеми силами за маму, иногда даже громко кричит, рыдает и устраивает истерики. Нужно спокойно поцеловать малыша, помахать ему рукой и "передать" в надежные руки воспитателя (если он сам отказывается идти). Обычно дети, особенно ясельного возраста, плачут минут 5-10 и успокаиваются.

9. В первые несколько дней ребенок чувствует себя в детском саду скованно. Постоянное сдерживание эмоций может привести к нервному срыву, поэтому в период адаптации ребенку просто необходимо «выпускать» эмоции в привычной домашней обстановке, не вызывающей скованности. Не ругайте его за то, что он слишком громко кричит или быстро бегает — это ему необходимо.

10. Когда ребенок находится вне детского сада, родителям нужно стараться посвящать ему как можно больше времени - гулять, играть, разговаривать.

11. Будьте в контакте с воспитателями – интересуйтесь поведением ребёнка в саду, его отношениями с взрослыми и сверстниками, обсуждайте возникающие проблемы.

свернуть

Чего не следует делать

        Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», – тоже абсолютно не эффективно.

Дети этого возраста еще не умеют «держать слово». Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.

       Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.

        Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад – это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.

         Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку

свернуть

Рекомендации для родителей в период адаптации ребенка к детскому саду

      Адаптационный период - серьезное испытание для малышей. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние ребенка.

      Поэтому мы рекомендуем:

• Привести домашний режим в соответствие с режимом группы детского сада, в которую будет ходить ребенок;

• Познакомиться с меню детского сада и ввести в рацион питания малыша новые для него блюда;

• Обучить ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания: умываться, вытирать руки; одеваться и раздеваться; самостоятельно кушать, пользуясь во время еды ложкой; проситься на горшок.

Одежда обязательно должна быть удобна для ребенка данного возраста, оптимальный вариант: брючки или шорты без застежек и лямок;

• Расширить "социальный горизонт" ребенка, пусть он привыкает общаться со сверстниками на детских игровых площадках, ходить в гости к товарищам, оставаться ночевать у бабушки, гулять по городу и т.д. Имея такой опыт, ребенок не будет бояться общаться со сверстниками и взрослыми;

• Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Малышу нужна эмоциональная поддержка со стороны родителей: чаще говорите, ребенку, что Вы его любите, обнимайте, берите на руки. Помните, чем спокойнее и эмоционально положительно родители будут относиться к такому важному событию, как посещение ребенком детского сада, тем менее болезненно будет протекать процесс адаптации;

• В первый день лучше прийти в детский сад, взяв с собой любимую игрушку.

• Планируйте свое время так, чтобы в первый месяц посещения ребенком детского сада у Вас была возможность не оставлять его там на целый день. Первые недели посещения детского сада должны быть ограничены 2-3 часами, позже можно оставить малыша до обеда, затем,(если это рекомендует воспитатель и психолог), приводить малыша на целый день;

• В период адаптации дома необходимо соблюдать режим дня, больше гулять в выходные дни, снизить эмоциональную нагрузку. Выполнение всех вышеуказанных рекомендаций не является обязательным.

Но выполнение их поможет Вашему ребенку безболезненно пройти период адаптации. Удачи Вам в адаптации Ваших малышей!

свернуть

Она самая, адаптация!

     Часто родители задают воспитателям вопрос: «Почему ребенок идет в детсад со слезами и когда этот «ужас» закончится?» Действительно, у большей части детей младших групп адаптация к ДОУ проходит болезненно: малыши долго не могут привыкнуть к детскому саду, устраивают истерики, некоторых от мам по утрам приходиться «оттаскивать».

        Попробуем разобраться, почему так происходит и как облегчить адаптацию ребят в детском саду. Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду. Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется. В привычную, сложившуюся жизнь в семье буквально врываются изменения: чёткий режим дня, отсутствие родных и близких, постоянное присутствие сверстников, необходимость слушаться и подчиняться незнакомым взрослым, резко уменьшается количество персонального внимания. Ребёнку необходимо время, чтобы адаптироваться к этой новой жизни в детскому саду. Для каждого родителя именно его ребёнок самый лучший, самый умный. Но вот его отдают в детский сад. Естественно, у мамы с папой возникают первые переживания, связанные с садом.

         А как ребёнок привыкнет? Понравится ли ему? 

Дети привыкают к детскому саду по-разному: кто-то с первых дней ходит в детсад с радостью, но, это скорее исключение из правил, а кто-то не может успокоиться целый день и родителей вечером встречает ревами. Чаще всего у 2-3-х летних малышей расставание с мамой сопровождается слезами, а потом они отвлекаются на игрушки и успокаиваются. И это нормально. Вопрос: «Когда ребенок привыкнет к детсаду и перестанет плакать». Пройдет время и адаптационный период завершится. Вот только длительность этого периода у каждого будет своя. Все зависит от степени адаптации детей.

      Адаптация — это приспособление или привыкание организма к новой обстановке.

Для ребенка детский садик, несомненно, является еще неизвестным пространством, с новым окружением и отношениями. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма.

Легкая. Длится от 1 до 16 дней.

Средняя. Длится от 16 до 32 дней.

Тяжелая. Может длиться до 64 дней.

      Тип тяжелой или неблагоприятной адаптации характеризуется потерей в весе или внезапным, без каких-то видимых причин, кратковременным повышением температуры. Стресс разрушает защитные барьеры малыша, извращает ряд важных физиологических реакций, необходимых для поддержки состояния здоровья, и — нет больше защитного панциря, защищающего от всех болезней. От любого дуновения ветерка ребенок заболеет, произойдет срыв адаптации, а после срыва ему придется адаптироваться заново. Тип легкой адаптации характеризуется привыканием к новой обстановке — в течение полумесяца, а изменения, которые видны в поведении ребенка, кратковременны и незначительны, поэтому ребенок не болеет. Промежуточный вариант — средней тяжести течение периода различных адаптационных изменений в детском организме характеризуется сроком адаптации — больше месяца, иногда во время нее возможны заболевания без каких-либо осложнений. Причины, почему ребенок не может привыкнуть к детскому саду Чтобы мамам было легче расставаться со своими дочками и сыночками по утрам, рассмотрим причины, по которым дети плачут. 

       Устраните их — слезы исчезнут. Ребенок не подготовлен к посещению детского сада: не сформированы культурно-гигиенические навыки; он не умеет самостоятельно играть с игрушками; режим в семье не совпадает с режимом ДОУ. Состояние здоровья. Болезненному ребенку адаптироваться в новых условиях тяжелее, чем здоровому. Биологические причины: сильный токсикоз у мамы в период беременности; осложнения при родах; болезни в первые три месяца жизни. Индивидуальные причины. Некоторые малыши в первый день посещения дошкольного учреждения ведут себя тихо и спокойно, а на 2-3 день начинают плакать, другие — наоборот, в первые дни устраивают истерики, а потом их поведение нормализуется. Условия жизни в семье. Если ребенка возили к родственникам, посещали с ним знакомых, брали с собой в путешествия, то он гораздо быстрее привыкнет к новой обстановке детского сада. Ограниченное общение со сверстниками. Труднее всего адаптируются дети, круг общения которых был сведен к минимуму «мама-бабушка-папа».

         У таких малышей большое количество детей вызывает страх, желание спрятаться куда-нибудь, чтобы побыть одному. Как надо родителям готовить ребенка к поступлению в детский сад. «Раскройте секреты» малышу возможных навыков общения с детьми и взрослыми людьми. Настройте малыша как можно положительнее к его поступлению в детский сад. Не обсуждайте при малыше волнующие Вас проблемы: ребенок не слушая, слушает. Готовьте Вашего ребенка к временной разлуке с Вами и дайте понять ему, что это неизбежно лишь только потому, что он уже большой. Все время объясняйте ребенку, что он для Вас, как прежде, дорог и любим. Учите ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания. Введите режимные моменты детского сада в домашний режим дня .

        Повысьте роль закаливающих мероприятий. Они не защитят от инфекционных заболеваний, но уменьшат вероятность возникновения возможных осложнений. Не угрожайте ребенку детсадом как наказанием за детские грехи, а также за его непослушание. Не нервничайте и не показывайте свою тревогу накануне поступления ребенка в детский сад или в случаях, если ребенок заболевает: ребенок фиксирует родительские способы реагирования и включает их в собственную модель и стиль поведения. Настраивайте ребенка на мажорный лад.

         Внушайте ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.

        Забирайте первое время пораньше домой, создайте спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.

      Уменьшайте нагрузку на нервную систему: на время прекратите походы в цирк, в театр, в гости и другие многолюдные и шумные места, сократите просмотр телепередач.

        Не кутайте ребенка, а одевайте в соответствии с температурой в группе.

        Не надо в присутствии ребенка плохо говорить о детском саде или обсуждать связанные с ним проблемы.

        «Наказывать» ребенка детским садом и в числе последних забирать его домой.

      Мешать его контактам с детьми в группе: значимый взрослый, оставаясь в группе наблюдать за своим ребенком порождает ситуацию двойственности, которая усугубляет в ребенке качество нерешительности и препятствует возможности обучиться спонтанному поведению в новой обстановке.

свернуть