В помощь педагогу

Организация предметной среды по обучению детей правилам безопасности

Реализация учебной программы дошкольного образования определяет цели, задачи и содержание работы с детьми дошкольного возраста по формированию основ безопасности жизнедеятельности: направление «Социально-нравственное и личностное развитие воспитанника», образовательная область «Ребенок и общество», компоненты программы: «Безопасность жизнедеятельности», «Рукотворный мир». В рамках решения программных задач, с целью формирования образовательного пространства, обеспечивающего возможности обучения безопасности жизнедеятельности воспитанников, воспитателями дошкольного образования разрабатываются методические и дидактические материалы, создаются в группах центы безопасности.
развернуть

Центр безопасности – специально выделенное и оформленное место, где ребенок может самостоятельно или вместе со сверстниками играть, реализуя в игре полученные знания.

Требования к оформлению уголка безопасности:

  • педагогическая целесообразность игрушек и игрового оборудования, соответствующая задачам разностороннего  развития личности ребенка;
  • психическая и физическая безопасность игровых материалов;
  • оптимальность насыщения игровой среды (без чрезмерного обилия и недостатка);
  • учет возрастных возможностей воспитанников, особенностей их психического, социального и физического развития;
  • целесообразность и удобство размещения;
  • эстетичность и функциональность предназначения игрушек и игрового оборудования.

Содержание цента безопасности в разных возрастных группах учреждения дошкольного образования должно соответствовать уровню развития детей дошкольного возраста, удовлетворять их интересы и потребности, способствовать реализации задач учебной программы дошкольного образования по обучению основам безопасности жизнедеятельности, в частности пожарной безопасности.

В первой младшей группе формировать: навыки поведения, способствующие сохранению жизни и здоровья (Не подходи к незнакомым людям; Ничего не засовывай в розетки; Не бери нож и ножницы, ими можно пораниться; Не подходи на улице к незнакомым кошкам, собакам – могут укусить, поцарапать; стоять на безопасном расстоянии от качелей; при ходьбе и беге по неровной поверхности чаще смотреть под ноги; при спуске с лестницы держаться за перила, не перешагивать через ступеньки и др.); умение обращаться за помощью к окружающим закричать, показать рукой в сторону опасности).

Во второй младшей группе Формировать представления: о (об) огнеопасных предметах и острых предметах, которые могут нанести вред и здоровью (спички, свечи, нож, ножницы, вилка, заточенный карандаш); о цветах светофора (зеленый – для перехода улицы, желтый – ожидание другого сигнала светофора, красный – переходить улицу нельзя); пешеходном переходе «зебра», дорожном знаке «Пешеходный переход».

Формировать (развивать) умения:
соблюдать правила безопасного поведения дома, в группе (нельзя приближаться к открытому окну, двери балкона, принимать таблетки можно только по назначению врача, когда их дают родители, потому что можно отравиться; осторожно передвигаться при спуске с лестницы; позвать на помощь, если упал, поранился); оберегать глаза (трогать чистыми руками, не бросаться песком); пить только чистую воду (кипяченую, бутилированную); соблюдать правила безопасного поведения на дороге (останавливаться перед движущимся транспортом, соблюдать правила перехода дороги, движения по тротуару), на участке (правильно пользоваться игровым оборудованием, играть на участке; если  незнакомец зовет уйти с участка к маме, позвать воспитателя; к бездомным животным подходить опасно, потому что они могут напугать);  соблюдать правила пожарной безопасности (нельзя брать спички – это может привести к пожару; нельзя трогать горящие свечи, подходить близко к горящему огню, потому что можно получить ожог).

В средней группе в соответствии с требованиями учебной программы дошкольного образования необходимо сформировать у воспитанников представления о номерах телефонов: домашнего, службы спасения, милиции, «скорой помощи»; умение набирать номер нужной службы помощи; умение применять в повседневной жизни правила пользования бытовыми приборами, правила пожарной безопасности. Необходимо предусмотреть работу и создать условия для формирования представлений о взаимосвязи и зависимости строения предметов рукотворного мира от их назначения (в частности аварийно-спасательного автомобиля, автомобиля скорой помощи); представлений о материалах, орудиях труда, инструментах, необходимых для работы людей разных профессий (в частности профессии спасатель – огнетушитель, пожарный рукав, и др.). Отличительной особенностью данного возрастного периода является становление сюжетно-ролевой игры, которая начинает занимать ведущее место среди других игр, что позволяет реализовать программную задачу по формированию представления о последовательности игровых действий в сюжетно-ролевой игре производственной тематики, отражающей профессиональный труд людей.

В старшей группе реализация требований учебной программы дошкольного образования по обучению основам безопасной жизнедеятельности предусматривает организацию работы по формированию у воспитанников представления о правилах пожарной безопасности: правилах использования спичек, правилах пользования электрическими и газовыми бытовыми приборами. Обязательным является формирование у старших дошкольников представлений о правилах поведения в экстремальных ситуациях; представления о значимости правил безопасного поведения для организации своей жизни и здоровья. Важно научить детей ориентироваться в сложных жизненных ситуациях: обращаться при необходимости за помощью к знакомым, позвонить в пожарную охрану. Мы формируем представления об аварийно-спасательной технике, инструментах, приспособлениях и одежде спасателя. Доступными и познавательными для старших дошкольников будут сведения из истории возникновения и развития пожарной службы.

В старшем дошкольном возрасте совершенствуется сюжетно-ролевая игра, в которой воспитанники отображают события общественной жизни, часто выходящие за рамки их личного опыта. Учитывая это, воспитатель дошкольного образования  должен создать условия для формирования у детей умения моделировать в игре реальные отношения между людьми (социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека), умения сотрудничать в игровой деятельности, согласовывать тематику игры, планировать сюжетную линию ее развития, выбирать средства для реализации ее замысла. Достичь этого можно посредством организации в группе соответствующего игрового пространства.

Центр безопасности может содержать различные плакаты по ОБЖ, альбомы. Немаловажную роль в уголке безопасности играют макеты. Поскольку с помощью макета ребенок может смоделировать ситуацию и проиграть. Это способствует развитию интеллектуальных способностей, расширению кругозора. Здесь могут быть представлены следующие макеты: «Перекресток»;  «Город», в который дети играя, закрепляют представления о всех видах транспорта: наземный транспорт: (специальные машины, грузовые, легковые, водный транспорт, воздушный; «Улица», «Перекресток» с дорожными знаками, способствующие закреплению знаний по правилам дорожного движения и названий дорожных знаков, здесь дети совершенствуют умение решать на модели дорожные ситуации, активизируют словарь (проезжая часть, сигналы светофора, перекресток); развивают логическое мышление, внимание, память. Центр безопасности может быть оснащен набором дорожных знаков, наглядными пособиями и играми по обучению детей ПДД:  «Соответствие: дорожные знаки», «Дорожная азбука», «Знаки на дорогах», атрибутами к с/р игре «Автобус» (кепка водителя, руль, сумка кондуктора, билеты, машинами специального назначения.) Кроме этого здесь мы можем знакомить детей с работой регулировщика (в этом помогут схемы жестов регулировщика, атрибуты инспектора ГАИ: жезл, фуражка) Также можно разместить иллюстрации к загадкам, изображения с опасными предметами.  Безусловно, это художественная литература: К. Чуковский «Телефон», «Айболит», Е. Хоринский «Спичка-невеличка», «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», картотека мультфильмов «Спасик и его команда», «Уроки тетушки Совы», «Вежливые уроки».

Литературные произведения служат примером для детей: 

сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое» С.Я. Маршака, Е. Пермяк «Как Огонь Воду замуж взял»; Л. Толстой «Пожарные собаки»; С. Михалков «Дядя Степа»; Г.-Х. Андерсен «Сказка про спички»; Т. Нуждина «История спички»; С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Электрическая лампочка». - Б. Житков «Пожар». - Е. Хоринская «Спичка-невеличка»; М. Кривич «Где работает огонь»; Г. Остер «Вредные советы»; Б. Житков «Пожар в море» и др. Литература заставляет ребенка задуматься и почувствовать то, что затруднительно и невозможно для него в повседневной жизни. 

Для поддержания у детей интереса к игре, позволяющей закрепить представления, полученные на занятии, в ходе экскурсии, воспитателям дошкольного образования рекомендуется обновлять содержание игрового материала, производя временную замену отдельных игровых атрибутов, наглядно-демонстрационного материала, настольно-печатных игр, предлагая новые игрушки и атрибуты.

Центру должно быть выделено определённое место. Центр безопасности должен быть удобным, доступным детям дошкольного возраста, отвечать требованиям безопасности и санитарно-гигиеническим нормам. Оснащение необходимо подобрать  в соответствии с возрастными требованиями  и требованиями учебной программы дошкольного образования.

свернуть

Детская литература по ознакомлению детей с правилами личной и дорожной безопасности

Начинать готовить ребенка к встрече с реальным, не всегда доброжелательным миром, нужно начинать уже с раннего возраста. В этом возрасте ребёнок знакомиться с окружающим миром, что является основой для познавательного развития, приобретает первые навыки общения с незнакомыми детьми и взрослыми. Работу в данном направлении целесообразно вести через знакомство детей со сказкой.

Выделяются основные этапы работы с текстом:

  • наименование этапа, содержание этапа;
  • подготовительный, выбор темы, постановка целей, подбор художественного материала, составление вопросов по теме;
  • чтение(рассказывание)сказки, обеспечение выразительными средствами передачи;
  • размышление над содержанием, восстановление событий, через вопросы по содержанию, проблемные вопросы, комментарий событий;
  • подведение итогов, нахождение скрытых значений и жизненных уроков вместе с детьми.

Всем известные сказки (большинство)содержат примеры нарушения героями правил безопасного поведения. Используйте эту возможность, чтобы закрепить представления детей, побеседуйте, проиграйте ситуации с ними. Можно «переиначит» сказку так, чтобы герои воспользовались правилами безопасности.

Вот некоторые темы бесед и игр по русским сказкам:

 

-Ребята, будьте готовы к неожиданностям. Не все к вам приходят с добром. Бывают случаи, когда удирать не стыдно, а можно и нужно. («Гуси-лебеди»«Теремок» и др.).

-Не будьте наивными, ребята! Не покупайтесь на лестные предложения… если вас обхитрили(обманули)и вы попали в беду, зовите на помощь, кричите громче, поднимайте много шума. Держитесь, помощь придёт. («Кот, петух и лиса» и др.).

-Доверие к людям – прекрасная черта. А вот слепая доверчивость опасна. («Заюшкина избушка»«Волк и семеро козлят» и др.).

-На будущее: никого не приглашайте (не пускай) к себе домой, когда вы одни дома. Не открывайте дверь, не говорите никому по телефону, что дома никого нет. Вдруг это хитрая лиса пришла. («Заюшкина избушка»«Кот, петух и лиса» и др.).

-Не бывает безвыходных ситуаций. Что бы ни случилось, как бы ни складывались обстоятельства, выход всегда есть. Надо только хорошенько подумать. («Гуси-лебеди»«Лисица и волк»«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и др.).

Практические правила работы со сказкой:

1. Прежде чем рассказывать-читать новую сказку, определите для себя; какие полезные уроки зашифрованы в ней.

 

2. Комментируйте то, о чем рассказываете. Комментарий может быть очень простой: скажите «ай-ай-ай!»- вот и ясно ваше отношение к поступку колобка.

 

3. Задавайте ребятам вопросы. - Почему же убежал колобок? А можно ли было убегать одному в лес (вот он – основной мотив: чужой, чуждый и опасный, неизвестный край). С кем колобок встретился? От кого убежал? А кто его обхитрил? Почему пропал колобок? (Потому что нарушил запрет, потому что пошёл один, а разве можно ходить одному)

4. Для детей постарше, вопросы посложнее и обсуждение глубже.

-Как правильно надо было сделать? Остаться на окошке? Или позвать с собою в лес бабушку и дедушку, которые там бывали (то есть освоили эту «чужую» территорию) А ещё?(Не слушать лису, лисы такие хитрые)

5. Если дети затрудняются ответить – задавайте вопросы. И, сделав паузу, сами на них отвечайте, как будто просто рассуждаете вслух. Это отличный способ акцентировать внимание.

Например, после встречи с зайчиком скажите: «И почему же колобок не побежал назад к бабушке и дедушке, зайчик – то хотел его съесть, а колобок не испугался!» или так: «Разве можно подходить к незнакомой лисичке? Ай-ай-ай! Нельзя потому что…».

6. Побуждайте детей задавать вопросы.

7. Говорите кратко и ясно (как в сказке). Никаких сложноподчиненных предложений: ребенок в них запутается. И не ругайте колобка. (Мы не осуждаем детей, мы обсуждаем и исправляем неверные поступки).

8. Никогда не рассказывайте сказку страшным и заунывным голосом. Наша задача не напугать детей, а научить держать ушки на макушке.

9. Показывайте детям свои эмоции и поддерживайте проявляемые ими эмоции. Маленькие дети способны спрашивать и отвечать жестами, звуками, действием. Они реагируют эмоционально, а то, что прожито через эмоции, глубже останется в нас.

10. Обязательно выражайте главную мысль, которую хотите довести до детей. (Мои дети не убегают одни. А лисичку будете слушать? А песенку ей петь).

11. Делайте вывод в доступной для детей форме. По сути, нужно насторожить ребенка, вызвать здоровую недоверчивость к сладким чужим речам.

Делайте это постепенно. Дети любят сказки и просят их почитать много-много раз, вот и пользуйтесь этим. Когда «поайкайте», когда спросите, а когда просто головой покачайте. Постепенно дети поймут суть и уже сами будут комментировать безрассудные действия колобка и давать «спасательные» советы.

Рекомендуемый список художественной литературы по теме «Ребенок и чужие люди».

Первая младшая группа

Чтение русских народных сказок «Колобок»«Теремок»«Волк и семеро козлят»«Кот, петух и леса»«Маша и медведь»«Лиса в заячьей шкуре»«Три медведя»«Заюшкина избушка», укр. «Рукавичка».

С. Маршака «Сказка о глупом мышонке», К. Чуковский «Котауси и Мауси», В. Сутеев

«Утенок и цыпленок», В. Бианки «Лис и мышонок».

Вторая младшая группа

Сказки: «Волк и семеро козлят»«Кот, петух и лиса»«Маша и медведь»«Снегурушка и лиса»«Теремок», С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»«Котауси и Мауси» К. Чуковский, В. Сутеев «Утенок и цыпленок»«Кто сказал мяу», У. Дисней «Приключения маленького щенка»

Средняя группа

«Гуси-лебеди»«Заюшкина избушка»«Зимовье зверей»«Лиса и волк»,«Пых»«Снегурушка и лиса»«У страха глаза велики»«Рукавичка» (укр., «Три поросенка»«Хвастливый заяц», А. Толстой «Спала кошка на крыше», Одоевский «Мороз Иванович», С. Маршак «Сказка о глупом мышонке», К. Чуковский «Муха – цокотуха»«Тараканище».

Старшая группа

«Иван Царевич и серый волк»«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»«Финист – Ясный сокол»«Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», К. Чуковский «Тараканище»«приключения Бибигона», М. Горький «Воробьишко», С. Аксаков «Аленький цветочек», Г – Х Андерсен «Дюймовочка»,«Снежная королева», В. Гауф «Маленький Мук», Ш. Перро «Красная шапочка», Дж. Родари «Хитрый Буратино», А. Волков «Волшебник изумрудного города».

свернуть

Организация и проведение родительских собраний

Групповое родительское собрание - это основная, традиционная форма работы с семьей, ­позволяющая установить связь с родителями всей группы, дающая возможность донести важную информацию сразу до всех участников родительского собрания и установить обратную связь с родителями в форме вопросов, претензий, передачи положительной семейного опыта и т.д.

Многолетняя практика организации родительских собраний позволяет выделить наиболее важные моменты, которые необходимо принять во внимание для эффективного проведения данной формы работы с семьями воспитанников:

-   собрание организуется и проводится два-три раза в учебном году (иногда более) взависи­мости от возрастной категории воспитанников, обстоятельств, особенностей группы;

-  максимальная продолжительность собрания - 45 минут-1,5 часа (нельзя забывать, что родители пришли на собрание после трудового дня (дома им предстоят хлопоты по хозяйству);

-    обязательная разработка сценария или тезисного плана проведения родительского собра­ния (педагог должен четко представлять предстоящую встречу, объем информации, которую ему необходимо донести до родителей, «держать» темп проведения мероприятия);

-    проведение предварительной работы с родителями и детьми в зависимости от темы собра­ния (это позволит собрать необходимый материал, подготовить родителей к обсуждению про­блемы, определить степень и форму участия детей и т.п.);

-    подготовка помещения, выступления, наглядной информации, раздаточных материалов, современных технических средств и т.д.;

-    приглашение компетентных специалистов (в зависимости от темы собрания, запросов ро­дителей);

-    предварительное ознакомление с положительным опытом семейного воспитания детей, изучение и успешное транслирование его (искренняя заинтересованность достижениями, по­ложительным опытом семьи обеспечит доверительные отношения между педагогом и родите­лями, вызовет у них желание идти на контакт);

-использование разных методов и приемов преподнесения педагогической информации в ходе проведения собрания для установления эффективного взаимодействия с родителями;

-    использование интерактивных методов для установления обратной связи с родителями и корректирования дальнейшей работы с ними и воспитанниками;

-   подготовка информации о развитии детей группы с использованием разнообразных форм (непосредственное участие детей, видео-, аудиозаписи, фотофиксации и т.д.);

-   активное участие родителей в обсуждении и решении проблем группы, предоставление родителям возможности высказывать предложения, претензии, как в ходе проведения, так и в конце собрания.

Присутствие руководителей учреждения дошкольного образования на групповых роди­тельских собраниях, активное участие в их проведении, анализ затруднений, которые испы­тывают педагоги в процессе их организации, позволили определить следующие направления в оказании методической помощи педагогам:

1)   определение тематики собраний по мере перехода от одной возрастной группы к другой;

2)   написание сценария или тезисного плана, подготовка и проведение родительского собра­ния;

3)    организация предварительной работы;

4)    привлечение специалистов и родителей к выступлениям на собрании;

5)   подбор методов и приемов, нетрадиционных форм работы, интерактивных методов для активного участия родителей;

6)    подготовка информации о развитии каждого ребенка группы;

7)    использование современной техники для иллюстративного преподнесения информации:

8)   подготовка наглядной информации, раздаточного материала для выполнения заданий на родительских собраниях и для изучения опыта семейного воспитания детей в домашних ус­ловиях;

9)   подготовка презентаций, аудиозаписей, оформление выставок, подбор видеороликов и др., в соответствии с темой родительского собрания.

При выборе и определении тематики родительских собраний в разных возрастных группах следует учитывать не только различные характеристики родительского контингента, но и пре­дыдущую работу, если таковая проводилась.

Темы родительских собраний должны быть актуальными, интересными для родителей. При выборе темы можно ориентироваться на их вопросы педагогам, на проблемные ситуации, которые возникали в группе, а также на годовые задачи учреждения дошкольного образования. Намеченная тема должна нести информацию, которая заинтересует родителей, и они охотно придут на встречу в детский сад.

Cоставляя перспективный план проведения родительских встреч по всем возрастным группам, мы исходили из выделенных нами основных направлений, которые, на наш взгляд, необходимо планировать и освещать на групповых родительских собраниях. Кро­ме них не менее актуальными могут быть и другие направления взаимодействия педагогических работников и родителей воспитанников. К каждому родительскому собранию подбирался разнообразный наглядный материал (видеоролики, аудио- и видеозаписи бесед с детьми, видеофильмы, мульти­медийные презентации и т.п.).

Примерный перспективный план проведения родительских собраний в учреждении дошкольного образования на учебный год

Темы родительских собраний по возрастным группам

Первая младшая группа

Вторая младшая группа

Средняя

группа

Старшая

группа

1. «Идем в детский сад»

Первый раз в детский сад.

В детский сад без слез. Адаптация.

Здоровый малыш

1. «Большие малень­кие капризульки и упрямцы»

О капризах и упрям­стве.

О методах поощрения и наказания. Можно-нельзя

1. «О здоровье все­рьез»

Ступеньки здоровья. Детские страхи. Опасные предметы

1. «Ребенок в саду, дома и на улице»

Здоровый образ жизни - это ...

Как научить ребенка быть осторожным? Современная техника; хорошо-плохо?

2. «Весело играем, мир изучаем»

Малыш и игрушки.

А если игрушки не ин­тересны?

Приучаем быть само­стоятельными, акку­ратными

2. «Играем вместе»

Игра; и забава и уче­нье.

Умные игрушки.

Учим общаться, слу­шать и понимать

2. «Игра — это серьез­но»

Умные игрушки.

Игра - средство обще­ния.

Я хочу с тобой играть.

2. «Растим девочек и мальчиков»

Мальчики и девочки - два разных мира. Растим истинных джентльменов и пре­красных принцесс. Детская дружба

3. «Мой малыш ия»

Речь на кончиках пальцев.

Кризис трех лет.

Мы и наш ребенок. Общаемся, играем

3. «Сказочный мир»

Волшебство сказок. Сказка учит ... (любви, доброте и т.д.).

Сказки читаем, расска­зываем, показываем

3. «Почемучка - почему?»

Растим маленького ис­следователя. Удивительный мир живой и неживой при­роды.

Необычное в обычном.

3. «Ребенок идет в школу»

Растим юного читате­ля.

Уроки вежливости, уроки общения.

Учим ребенка быть са­мостоятельным

 

Технологическая карта родительского собрания

Технологическая карта родительского собрания - это способ графического проектирова­ния, таблица, позволяющая структурировать собрание по выбранным параметрам. Такими параметрами в нашей таблице стали: повестка (план проведения), форма проведения, оборудова­ние, демонстрационные и раздаточные материалы, ответственные, проект решений.

Сущностной характеристикой технологической карты группового родительского собрания становится представление хода его проведения от начального до заключительного этапа на уровне проектирования и конструирования действий педагогов, специалистов учреждения до­школьного образования, воспитанников, родителей.

Подготовка родительского собрания по технологической карте имеет ряд преимуществ. Она позволяет:

  • увидеть процесс проведения наглядно, иллюстративно, целостно и системно;
  • осмыслить и спроектировать последовательность своей работы с учетом темы и цели;
  • гибко использовать эффективные приемы и формы работы с родителями в ходе подготовки­ и проведения собрания;
  • согласовать действия всех участников при проведении собрания - специалистов, администрации, родителей детей;
  • организовать практическую, самостоятельную деятельность родителей в процессе проведения родительского собрания;
  • обеспечить качество подготовки и результативность проведения родительского собрания.

Технологическая карта родительского собрания № 1. Первая младшая группа (сентябрь)

Тема: «Идем в детский сад»

Цель: содействие формированию и сплочению родительского коллектива; знакомство родителей с методами и приемами, способствующими созданию эмоционально благоприятной адаптации к условиям учреждения дошкольного образования; оказание консультативной помощи в организации режима дня и питания ребенка в домашних условиях; знакомство родите­лей со специалистами учреждения дошкольного образования.

Оформление помещения: фотоколлаж «Дети - это счастье», мудрые мысли о вос­питании, бейджи для родителей и приглашенных; притча «Кто такие дети».

Предварительная работа:

  1. Анкета для родителей «Давайте познакомимся», «Наши правила» 
  2. Памятка для родителей «Первый раз в детский сад» 
  3. Памятка «Одежда детей в разные сезоны года»
  4. Видеозапись режимных процессов в группе.

Повестка

(план проведения)

Форма

проведения

Оборудование, материалы (музыкальный, видео, мультимедийный)

Ответственные

1. Знакомство

Игра

Бейджи

Педагог

Портрет моего малыша

Упражнение

Листы бумаги формата А4, цвет­ные карандаши, восковые мелки

Педагог

2. Детский сад - это...

Практическое

задание

«Т-таблица», маркеры

Педагог-психолог

3. Адаптация детей к условиям дошкольно­го учреждения

Консультация с элементами дискуссии

Видеозапись режимных моментов

Педагог-психолог

4. Растим здорового ребенка

Мини-лекция

Видеозапись режимных моментов

Врач

Составь меню

Практическое

задание

Листы бумаги формата АЗ, ручки, «Перечень блюд детского сада»

Медсестра

Одень куклу на про­гулку

Игровое

упражнение

Карточки с температурными обо­значениями, три куклы с набором одежды и обуви

Педагог

5. Рефлексия «Цвет­ные флажки»

Рефлексия

Флажки красного и синего цвета

Педагог

6. Разное

Обсуждение с принятием ре­шений

 

Заведующий учреж­дением дошколь­ного образования, заместитель заведу­ющего по основной деятельности

Проект решений:

  1. Взаимодействовать со специалистами учреждения дошкольного образования с целью успешного преодоления периода адаптации детей к условиям детского сада.
  2. Принять к сведению информацию врача учреждения дошкольного образования об орга­низации распорядка дня и питания в домашних условиях.
  3. Организовать вечера встреч с родителями по теме «Калейдоскоп добрых дел». 
свернуть

В чем отличие "инклюзии" от "интеграции"?

Интеграция (лат. integer – целый) в системе образования означает создние единого образовательного пространства, сближение общего и специального образования, обучение детей с ОПФР в условиях, максимально приближенных к обычной среде с наименьшими ограничениями.

Инклюзия – это реформирование учебных заведений и перепланировка учебных помещений таким образом, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей. Н.Н. Малофеев расширяет этот термин, указывая, что инклюзия обеспечивается лишь при условии отсутствия в учебном заведении физических, психологических или иных барьеров, и условии наличия компетентных педагогов, соответствующего методического и технического оснащения. Как указывает А.М. Змушко, многие не находят разницы между интегрированным обучением и воспитанием и инклюзивным образованием.

Таким образом, интегрированное обучение и воспитание - это организация специального образования, при которой обучение и воспитание лис с особенностями психофизического развития осуществляется одновременно с лицами, не относящимися к лицам с особенностями психофизического развития.

Инклюзивное образование - обучение и воспитание, при котором обеспечивается наиболее полное включение в совместный образовательный процесс обучающихся с разными образовательными потребностями, в том числе с особенностями психофизического развития, посредством создания условий с учетом индивидуальных потребностей, способностей, познавательных возможностей обучающихся. (по материалам сайта Министерства образования Республики Беларусь )

Инклюзивное образование как новая концепция основывается на иных ценностях, чем традиционное образование и требует изменения привычных, формировавшихся долгие годы представлений. Это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным запросам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особенностями психофизического развития как фокусной группы в первую очередь"

Вместе с тем, инклюзивное образование считают логическим продолжением идей интегрированного обучения, предшествовавшего инклюзии хронологически, идеологически и технологически.

Так как, в развитии интеграционных тенденций в образовании можно выделить три этапа:

1. Мейнстриминг (mainstreaming) – общий поток – преобладает физическая интеграция и обучение ребенка-инвалида осуществляется по отдельной программе.

2. Интегрированное обучение и воспитание – преобладает образовательная интеграция и обучение по типовым программам соответствующей специальной школы.

3. Инклюзивное образование – социальная интеграция и обучение по единым национальным программам с необходимой их адаптацией.

Интеграцию и инклюзию можно рассматривать как две фазы одного процесса:

1) сначала обеспечивается просто присутствие,

2) затем полное включение в образовательную систему.

Характерные особенности образовательного процесса при интеграции:

- внимание направлено на проблемы «особых» детей;

- изменение ребенка с проблемами, адаптация его к предлагаемым условиям;

- преимущество от этого процесса получают только дети с особыми потребностями;

- организуют образовательный процесс специалисты и специально подготовленные педагоги;

- образовательный процесс предполагает использование специальных методов обучения и коррекции для детей с особенностями психофизического развития;

- ассимиляция детей с особенностями психофизического развития под условия социальной системы.

Характерные особенности образовательного процесса при инклюзии:

- внимание направлено на всех детей детского сада, школы;

- изменение условий, образовательной системы: детского сада, школы, с учетом образовательных потребностей детей;

- преимущества получают все дети;

- образовательный процесс организуется с помощью творческой командной работы всех его участников: детей, родителей, педагогов, специалистов;

- качественное обучение и воспитание всех детей;

- трансформация социальных условий, включающих всех участников социальной системы.

Отечественные и зарубежные исследователи при изучении феномена образовательной интеграции и способов его реализации в образовательной практике опираются на имеющие много общего методологические, философские и научно-теоретические позиции, а именно: культурно- историческая концепция в психологии, теория деятельности, идея единства закономерностей развития в условиях онтогенеза и дизонтогенеза и др.

Интеграция означает приведение потребностей учащихся с психическими и физическими нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной. Другими словами, интеграция предполагает адаптацию обучающегося к требованиям системы, тогда как инклюзия заключается в адаптации системы к потребностям лиц с особенностями развития. 

 

свернуть

Правила безопасности организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дошкольного образования

Национальный механизм

АЛГОРИТМ информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних

Проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия, в силу их наименьшей защищенности, не теряет актуальности. Выявление несовершеннолетних, ставших жертвой насилия, наряду с сотрудниками территориальных органов внутренних дел (далее – ОВД), осуществляется педагогическими работниками учреждений образования.

Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля над другим человеком.

Выделяют несколько основных форм насилия: физическое, сексуальное, психическое.

Физическое насилие – преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений, которые могут привести к смерти, или вызывают серьезные, требующие медицинской помощи нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии; телесные наказания, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

Психическое (эмоциональное) насилие – длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности.

Указанные действия выражаются в однократном или хроническом воздействии на ребенка, враждебном или безличном отношении к нему. Последствия их приводят к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающих нарушение социализации.

Психическое насилие по своей сущности является наиболее латентным, так как сложнодоказуемо ввиду отсутствия внешних следов.

Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера со взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды. Сексуальное насилие включает как прямые сексуальные контакты, так и непрямые: демонстрация ребенку обнаженных гениталий, демонстрация порнографических материалов, а также вовлечение ребенка в изготовление подобных материалов, подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур, «груминг», осуществляемый, как правило, посредством сети Интернет.

Указанное насилие также является высоколатентным явлением, так как по различным причинам (чувство боязни, стыда, вины и т.п.) сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью.

Раннее выявление случаев насилия в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию.

Целью информирования является повышение оперативности в получении информации о фактах жестокого обращения с несовершеннолетними с целью своевременного реагирования и оказания необходимой помощи различными субъектами профилактики правонарушений в сфере их компетенции.

Педагогическим работникам – в ходе образовательного процесса, изучения особенностей семейного воспитания обучающихся, при проведении бесед с обучающимися и их законными представителями необходимо обращать внимание на:

  1. Признаки физического насилия: множественные синяки, царапины и рубцы, ожоги, ссадины, различного рода травмы. Наиболее распространенным свидетельством физического насилия являются синяки. О неслучайном характере любых повреждений на теле ребенка свидетельствует:

их расположение (на плечах, груди, ягодицах, внутренней поверхности бедер, на щеках и т.д.);

очертания повреждений на коже напоминают те предметы, которыми они были нанесены (пряжка ремня, шнур, палка, следы пальцев). Могут быть множественные следы избиения, при этом наряду со свежими повреждениями могут визуализироваться старые рубцы и шрамы.

  1. Формы психического насилия: открытое неприятие и критика ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция, предъявление ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.
  2. Особенности физического состояния и поведения ребенка: сексуализированное поведение (например, интерес у ребенка к фильмам эротического и порнографического характера, имитация полового акта с помощью кукол, склонность к сексуальным действиям с другими детьми), заниженная самооценка, отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности, несвойственные ранее ребенку непристойные выражения, суицидальные разговоры и попытки и др.
  3. Особенности взаимоотношений в семье, если наблюдаются:

неоднократное обращение за медицинской помощью в связи с повреждениями;

несоответствие характера повреждения обстоятельствам случившегося по рассказам законных представителей или очевидцев;

противоречивые, путаные объяснения законных представителей о причинах возникновения травмы у ребенка;

обвинение в случившемся самого несовершеннолетнего;

отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребенка, бездействие или позднее обращение за медицинской помощью;

неадекватная оценка тяжести травмы, стремление ее преувеличить или приуменьшить;

обеспокоенность собственными проблемами, рассказы о том, как их наказывали в детстве.

Перечисленные признаки еще не свидетельствуют о том, что в отношении ребенка имело место насилие, они могут быть обусловлены другими причинами. Тем не менее, такие «знаки» должны привлечь внимание педагогического работника.

Также поводом для информирования законных представителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел (далее – ОВД) о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних может быть:

информация, поступившая от ребенка;

информация, поступившая от членов семьи несовершеннолетнего;

информация, поступившая от работников учреждений образования;

информация, поступившая от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;

информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком;

информация, поступившая от медицинского работника учреждения образования.

 

 

Информирование педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних

 

При выявлении признаков (фактов) насилия над ребенком, указанных в пунктах 1-4 настоящего Алгоритма или при получении информации от третьих лиц педагогические работники незамедлительно (в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня) информируют (в устной форме) об этом своего руководителя и специалиста социально-педагогической и психологической службы учреждения образования.

Руководитель учреждения образования после того, как ему стало известно о признаках (факте) насилия:

незамедлительно сообщает по телефону в управление (отдел) образования, спорта и туризма рай(гор)исполкома и ОВД для принятия мер реагирования, в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня направляет письменную информацию в указанные государственные органы;

поручает педагогу-психологу учреждения образования провести консультацию (беседу) с несовершеннолетним, ставшим жертвой насилия, в целях устанавливания причин травм у ребенка и оказания ему психологической помощи;

незамедлительно информирует родителей, опекунов, попечителей о признаках (факте) насилия в отношении несовершеннолетнего, в случае если насилие в отношении ребенка совершено со стороны третьих лиц.

 

Сотрудники ОВД при получении информации от руководителя учреждения образования:

осуществляют изучение и анализ поступившей информации;

в установленном порядке проводят проверку по представленной информации.

В случае, если стало известно о факте насилия, совершенном законным представителем, руководитель учреждения не информирует последнего. В таком случае необходимо организовать работу в соответствии с Методическими рекомендациями по межведомственному взаимодействию субъектов профилактики в вопросах выявления детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации, утвержденными 14.12.2017 Министром образования Республики Беларусь, и принять меры, направленные на защиту жизни и здоровья ребенка.

 

При подтверждении фактов жестокого обращения, физического, психического, сексуального насилия в отношении несовершеннолетнего педагог-психолог оказывает ему психологическую помощь и социально-педагогическую поддержку в учреждении образования.

 

свернуть

Алгоритм взаимодействия по обмену, учету и использованию информации о фактах домашнего насилия

Алгоритм взаимодействия по обмену, учету и использованию информации о фактах домашнего насилия

1. Настоящий алгоритм разработан в целях выработки единых подходов по сбору, обработке, регистрации, накоплению, сохранению, использованию и передаче органам внутренних дел информации о выявлении признаков (фактов) домашнего насилия, в том числе для последующего наполнения реестра информации о фактах домашнего насилия.

Мероприятия, предписанные настоящим алгоритмом, реализуются до момента ввода в эксплуатацию указанного реестра.

2. Термин «домашнее насилие» в настоящем алгоритме используется в значении, определенном статьей 1 Закона Республики Беларусь от 4 января 2014 г. № 122-3 «Об основах деятельности по профилактике правонарушений».

З. Государственными органами, осуществляющими фиксацию информации о фактах домашнего насилия, ее регистрацию и передачу в органы внутренних дел (далее — регистрирующие органы), являются:

Министерство здравоохранения Республики Беларусь, структурные подразделения областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере здравоохранения, органы управления здравоохранением других республиканских органов государственного управления; государственные организации здравоохранения;

Министерство образования Республики Беларусь, структурные подразделения областных (Минского городского) исполнительных комитетов, городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющие государственновластные полномочия в сфере образования; учреждения образования;

Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь, структурные подразделения областных (Минского городского) исполнительных комитетов, городских, районных исполнительных комитетов, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере труда, занятости и социальной защиты; учреждения социального обслуживания.

4. Учет, обработку, накопление и проверку информации о фактах домашнего насилия, предоставляемой регистрирующими органами, осуществляют подразделения милиции общественной безопасности Министерства внутренних дел, управлений внутренних дел облисполкомов, главного управления внутренних дел Минского горисполкома, управлений, отделов внутренних дел городских, районных исполкомов,       местных    администрацийрайонов     в        городах (далее — учетное подразделение).

5. В каждом регистрирующем органе и учетном подразделении заводится журнал регистрации фактов домашнего насилия по примерной форме согласно приложению 1 (далее журнал) и назначается (определяется) уполномоченное лицо, ответственное за его ведение (далее — уполномоченное лицо). Журнал ведется в электронном виде, а в случае отсутствия такой возможности — в печатном виде.

6. В случае выявления признаков (факта) домашнего насилия сотрудники (работники) регистрирующих органов заполняют карточку регистрации информации о выявлении признаков (факта) домашнего насилия по форме согласно приложению 2 (далее — карточка регистрации) и передают ее не позднее следующего за фактом выявления рабочего дня уполномоченному лицу регистрирующего органа.

При наличии признаков, указывающих на совершение правонарушения (преступления), информация передается незамедлительно по телефону «102».

В карточке регистрации фиксируются следующие сведения, известные регистрирующему органу:

место, дата, время и обстоятельства совершения домашнего насилия; фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), номер контактного телефона сотрудника (работника) регистрирующего органа, которому стало известно признаках (факте) домашнего насилия; идентификационный номер (при наличии), фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), число, месяц, год и место рождения, образование, место работы (учебы) и должность служащего (профессия рабочего), место жительства и номер контактного телефона пострадавшего от домашнего насилия; идентификационный номер (при наличии), фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), число, месяц, год и место рождения, образование, место работы (учебы) и должность служащего (профессия рабочего), место жительства и номер контактного телефона гражданина, совершившего домашнее насилие; наличие (отсутствие) на иждивении у пострадавшего от домашнего насилия и у совершившего домашнее насилие ребенка (детей), а также факт присутствия (отсутствия) несовершеннолетнего(них) при совершении домашнего насилия; факт направления информации в органы опеки и попечительства о выявленном семейном неблагополучии (при наличии ребенка(детей) на иждивении).

После фиксации информации уполномоченное лицо регистрирующего органа вносит сведения в журнал и не позднее следующего рабочего дня с момента получения направляет карточку регистрации в учетное подразделение по электронным каналам передачи данных либо иным доступным способом (факсимильная связь, электронная почта и другое).

7. При получении карточки регистрации ответственный сотрудник учетного подразделения:

вносит информацию в журнал; информирует инспекцию по делам несовершеннолетних о проживании несовершеннолетних в семье, где совершено домашнее насилие, для реализации возложенных на них полномочий; устанавливает, проводилась ли (проводится) проверка по указанным в карточке регистрации обстоятельствам. В случае непроведения такой проверки докладывает руководству для принятия решения об организации необходимых проверочных мероприятий в порядке, установленном законодательством и локальными правовыми актами. По окончании проверки ее результаты учитываются в журнале.

8. Информация о фактах домашнего насилия, хранящаяся в учетных подразделениях, предоставляется регистрирующему органу с соблюдением требований законодательства о защите персональных данных на основании обоснованного запроса.

свернуть

Правила педагогических работников

ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Настоящий образовательный стандарт обязателен для применения в учреждениях
образования (иных организациях, индивидуальными предпринимателями, которым
в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную
деятельность), санаторно-курортных и оздоровительных организациях, реализующих
образовательную программу дошкольного образования.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

свернуть